Сакское святилище

Недалеко

Сакское святилищеНа пересыпи Сакского озера, недалеко от города Саки находится древнее святилище. Первые исследования здесь были проведены в 1974 году. А в 1986 году пересыпь была частично взрыхлена для посадки растений серебристого лоха. На распаханном участке оказалось множество удивительных находок. Были обнаружены кости и керамика, которые привлекли внимание коллекционеров древностей и местных школьников. В ходе раскопок, которые продолжались следующие три месяца, были добыты монеты античного времени, столовые приборы и светильники, монеты, остатки скульптуры из мрамора и известняка, глиняные статуэтки.

В 1986 - 1987 гг. Археологические исследования продолжились. Ученые Западно-Крымской экспедиции Института археологии АН Украины выяснили, что в античное время жизнь на пересыпи имела четыре этапа.

Первый относится к рубежу IV - III вв. до н.э. В это время Херсонес осваивает западные побережья Крымского полуострова и на Сакской пересыпи возникает древний населенный пункт. Городище не являлось традиционно-аграрным поселком. В виду специфического расположения (пески), здесь в основном проживали рыбаки и соледобытчики.

Ученые предполагают, что в середине III в. до н.э. первопоселение перестало существовать. Погибель принесли скифы, которые переместились в Крым из степей под натиском сарматов. Находок, относящихся к этому времени, на пересыпи не обнаружено.

Святилище на Сакской пересыпи возникло в конце II в. до н.э. и просуществовало до середины III в. н.э. Считается, что основали его солдаты Понтийского царства. Их прислал Митридат VI Евпатор на помощь Херсонесу в борьбе со скифами. Ученые полагают, что в результате побед Диофанта, который командовал понтийскими воинами, херсонесские владения начали понемногу восстанавливаться, возникло и святилище. Памятник находился на пути продвижения войска Диофанта и мог быть связан с победой понтийца в одном из пунктов сражений. Очевидно, место для святилища было конкретной территорией проведения боя.

В середине культового сооружения располагался жертвенник, а вокруг - постройки. Каменные рельефы, таблички и стелы с надписями посвящались богам. Жертвы приносили богатые - вино, мясо, масло, монеты. Удивительным является тот факт, что варвары, которые нападали на те земли, не пытались ограбить и разрушить святилище. Предположительно, между ними и греками существовал условный договор.

Римские войска, которые пришли в Таврику в первых веках н.э. принесли с собой и множество новых культов. Так, на стенах святилища появились образы Юпитера, Митры, Геры, Героя-всадника. Римляне расположились неподалеку от святилища и контролировали дорогу из Херсонеса на север, в Керкинитиду и Калос Лимен. Римские войска покинули эти земли в середине III в. н. э. Историки предполагают, что в это время прекратило свое существование и Сакское святилище.

Раскопки на территории святилища продолжаются. Археологам предстоит открыть еще много нового из средневековой летописи. К сожалению, «работают» здесь и «черные копатели». Грабители активно разрушают святилище, о чем свидетельствуют множественные варварские раскопы, ямы и траншеи.
 

Последние обсуждения

На данный момент отзывов нет.

По всем вопросам обращайтесь к администрации сайта
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации сайта.